вернуться на главную страницу

Восточный Саян река Урик

03 – 26 сентября 2005

Наша группа:

Банков Андрей
командир,
капитан катамарана
г. Долгопрудный
Банкова Алла
начфин,
матрос
г. Долгопрудный
Богданов Владимир
летописец,
матрос
г. Лобня
Богданова Галина
медик,
матрос
г. Лобня
Христофоров Виктор
капитан катамарана
г. Тверь
Пушкарук Ирина
завхоз,
матрос
г. Долгопрудный 
Щербина Владимир (Вовочка)
аксакал,
матрос
г. Тверь
Фридман Геннадий
поэтическая натура,
матрос
г. Тверь 

3 сентября 2005. Суббота

    Мы с Галкой приехали на вокзал последними. Основную часть вещей привез на вокзал Вовка Жуков на своей машине. Мы сразу начали перетаскивать вещи от здания вокзала на перрон. Наш поезд № 350 "Москва-Чита" (14:40 с Ярославского вокзала) уже подали, но посадку еще не объявляли. На удивление наша проводница сразу пропустила нас в вагон. И мы спокойно начали погрузку.

    Все кроме Фридмана едут в двух соседних купе в 14 вагоне, а Генка в плацкартном 17 вагоне. Так как день субботний нас провожали кунаки и родственники: наш Борька, Колька и Женька Банковы, естественно Вовка и Наталья Жуковы, Груша, Светка Кувакина, Генкина дочка – Эля.
Долгопрудненцы и Витька разместились в одном купе. Я, Галка и Вовочка в другом. В нашем купе четвертым был военный – майор Александр. Тихий, спокойный, да и сошел в 10 вечера. Мы когда увидели, что он уже стоит в тамбуре и готовится выходить, прибежали всей толпой и проводили его посошком на дорогу.
    В поезде идет обычная жизнь. Едим, пьем, курим, играем.

4 сентября 2005. Воскресенье

    Чем занимаемся не понятно. Читаем, играем, спим, едим, пьем, курим. Самое большое событие - это большая остановка. Генка нашел в интернете и распечатал подробное расписание нашего поезда, которое мы регулярно читаем. Остановок ждем с нетерпением и выходим всем коллективом. Андрей бегает по ларькам. Ему нужно докупить сигарет, но его любимая разновидность отсутствует.
    По расписанию вычислили два "экватора", один временной – полпути по времени, а другой километровый – середина пути по расстоянию. На удивление, а может даже и к нашему огорчению, они почти совпали. Так мы лишились одного праздника. Зато другой праздник – 20-летие нашего с Галкой брака – не отнимешь. И по косвенным признакам чувствуется, что подготовка идет.

5 сентября 2005. Понедельник 11:50 мск. Солнечно.

    Вчера легли спать в 22:30. А в два часа ночи нас разбудили Генка с Андрюхой. Я проснулся в полной уверенности, что нас с Галкой будят, чтобы поздравить с 20-летним юбилеем свадьбы. Но они в один голос твердили о каких-то ревизорах, о том, что груз негабаритный и во избежание дальнейших неприятностей его надо перетащить с глаз долой из плацкартного вагона в наш. Пришлось тащить два пенала с железом через три вагона. Эта разборка обошлась группе в 2000 р. После разборки с проводниками опять легли спать. Вовочка на всю эту суету не отреагировал и даже не проснулся.
 

Страничка чистой правды от Владимира Щербины

    Ну, чисто как в раю эти четыре дня в поезде после работы окаянной, да сборов в поход. Ну, тут же, и одернули нас. Стали по каютам размещаться: мол, куда лезешь, мол, куда к командирам да начальникам. И засунули нас, простых рядовых, отдельно от руководящего состава.       А как Галочка к нам простым матросам попала, так сразу и заблажила: мол, я тоже не простая, мол, я тоже главная по медицине, и им то я, мол, не ровня. И давай всех лечить. Уж как бог спас от нее и не знаю.
    Но, славу Богу, едем, и пролеченные живы, и все хорошо, да капитаны щерятся – мол, матросов пора на место ставить, мол, козлить их пора. Куда денешься, закозлились – а уж капитаны то как довольны.
    Тока ночью с выселок Генка то прибежал, да как давай орать – блажить – мол, караул!, мол, грабють!!! Тут все конечно переполошились, кинулись, шум, гам… Ну, а кто и на другой бок повернулся – мол, утрясётся само – так и склалось.
    А еще капитаны снова сощерились, мол, давай еще покозлим матросню … Ну, что делать, за все надо платить, извернулись, закозлились.
А так – грех жаловаться – и кормят от пуза, и чаркой не обносят, и вааще …

юбилей

    После утреннего чая и прогулки на очередной остановке мы с Галкой сели играть в нарды. А в это время соседнее купе, оказывается уже подготовили к празднику. Навесили воздушных шариков, поставили закуску, задернули штору.
    Генка вызвал нас, велел переодеться в подарочные майки с изображением волка воющего на луну, и затолкал в другое купе, в темноту. Они надеялись, что изображения на наших майках, выполненные особой краской, начнут светиться. Но наверно картинки не успели зарядиться светом. Народ, который готовился в коридоре, вдруг запереживал, что мы закроемся в темном купе и им придется долго ждать. Но слава богу все обошлось. Нас поздравили, подарили цветы, замечательную желтую герму для фото и видео техники, маленькую фарфоровую ложку (свадьба то фарфоровая) и песню, сочиненную к данному случаю.

07 сентября 2005. Среда

    Вчера сложилась критическая ситуация – кончилась водка. Мы с Вовочкой на одной из станций помчались в магазин, который находился достаточно далеко от станции. Всю дорогу туда и обратно пришлось идти быстрым шагом, переходящим на бег. Пасмурно, мелкий дождичек, а мы в шлепанцах мечемся вокруг станции, судя по одежде – бомжи, да еще какой-то пакет к груди прижимаем. Слава богу, нас не забрали, и мы успели на поезд.
    В Слюдянке нас встречал водитель Анатолий. С ним Андрюха договаривался еще из Москвы. Он приехал на Уазике "буханке" с сыном. Когда ушел наш поезд, оказалось, что на путях стоит еще один поезд, который мешает нам перенести вещи. Пришлось все барахло тащить через тамбур этого поезда.
    После погрузки заехали минут на 30-40 на Байкал. Там поплескались в воде, и выпили за славное море. Когда проезжали Иркутск, было солнечно и очень тепло, а на Байкале пасмурно.
Слюдянка на Байкале наш водитель
Анатолий

    В путь двинулись в 15:30. Километров через 20-30 остановились в деревне около кафе пообедать. В кафе вкусно покормили. Вовочка потом еще часа три стонал – зачем же он уехал от этого кафе, где был такой вкусный борщ. Там же рядом с кафе купили на пробу омуля. Но почему-то съесть его всего так и не смогли. Маленький его кусочек потом еще долго с нами путешествовал.
    По дороге остановились у святого места. Анатолий достал пакетик с какими-то зернами и часть из них развеял вокруг. На ближайших к дороге деревьях навязано много ленточек. Среди деревьев стоит беседка, внутри которой находится "трубка мира" и еще всевозможные ритуальные принадлежности. Мы привязали ленточки, положили монетки, сигареты и двинулись дальше.

культовое место по дороге на Монды


    До Монд доехали к 21 часу. Недалеко от поворота на Орлик находится пограничная застава – до Монголии около 8-10 км. На повороте стоит километровый столб с отметкой "0" км. Вся дорога до Монд – хороший ухоженный асфальт. Время от времени дорога идет вдоль берега р. Иркут. В Мондах по мосту переехали на правый берег Иркута.
 

Рифмы от Фридмана

Течет Иркут могучий
С подножия Саян,
А я на голой круче
Лежу не в меру пьян.

И горы величаво
Склонились надо мной,
А я еще курчавый,
Физически - худой.

И снятся мне полыни
Со средней полосы
Где ждет меня и стынет
Дивчина без косы.

Пускай длина дорога
Ты не грусти дружок
Еще посплю немного
И выпью посошок.

    Поворот на Орлик находится почти сразу за Мондами. Дорога уходит вправо в сторону гор. До поворота на Самарту 42 км. Дорога гравийная и сравнительно неплохая. По пути до поворота на Самарту еще раз останавливались у ритуального места. Здесь с отвесной скалы падает маленький водопад. А на скале установлены две фигурки медведя и горного козла. Мы останавливались уже в сумерках, поэтому фигурки эти разглядели с трудом. От поворота на Самарту до шлагбаума на золотом прииске около 40 км.
    К шлагбауму подъехали в 23 часа. За шлагбаум нас не пустили. Надо оплатить проезд по территории прииска по 150 руб. с человека. При этом выделяют вахтовую машину, которая и должна довезти группу до реки Зун-Холбо. Для ночлега нам выделили вагончик и маленькую бытовку. Расплатились с водителем (8000 руб.), попрощались и стали обустраиваться.
    Легкий ужин устроили тут же рядом с домиком охранников на улице. Костер не разводили. Но охранники накипятили нам чайник. Спать легли около 24 часов. Мы с Галкой легли в вагончике, где были все вещи группы, а остальные устроились в маленькой бытовке, которой как раз хватило, чтобы улечься 6 человекам.

08 сентября 2005. Четверг 7:55 ирк. Пасмурно

    Ночью пошел сильный дождь. Порадовало то, что, не смотря на высоту (около 2600), это был дождь, а не снег. В 5 утра пришел Вовочка в поисках воды. "Умираю от жажды" – сказал он. Пришлось спасать. С тех пор Вовочке на ночь в головах всегда ставили бутылочку с водой. Но даже от Вовочки бывает польза. Разбуженные мы обнаружили, что крыша течет в двух местах. Слегка передвинувшись опять заснули. В шесть утра нас разбудило "Прощание славянки". Это Генка оставил в своих вещах телефон с будильником, настроенным на 6 утра. Странное время, ведь по Москве это час ночи.
    Общий подъем был в 7 утра. Прохладно, наверно около 10 оС, временами накрапывает дождь. Попили чайку и стали паковать вещи. Андрей уехал в бухгалтерию оплачивать проезд через прииск. Территория прииска большая, но поселка Самарты мы так и не увидели. Может его уже и нету. Говорят, раньше на прииске работали местные жители, но теперь работают только вахтовым способом.
    Около 10 утра пришла вахтовка. Андрей съездил в контору, оплатил проезд через "зону". Загрузили машину и поехали.
Весь путь занял минут 40.Сначала дорога незначительно поднималась до водораздела, а потом пошел спуск по серпантину метров на 400-500.    Дорога гравийная приличного качества. Время от времени проезжали мимо закрытых входов в шахты. После спуска дорога пошла по долине Зун-Холбо. Проехали посёлочек с административными зданиями. Наверно здесь раньше был поселок Зун-Холбо.     Около 11 прибыли на вертолетную площадку. На самом деле никакой оборудованной площадки здесь нет. Просто ровное место на правом берегу Зун-Холбо. Если заранее не знать, что здесь вертолетная площадка, так и не догадаешься. Здесь боле менее приличная дорога кончается. Дальше идет вездеходная дорога, по которой наша машина могла бы проехать и дальше, но водитель отказался дальше ехать.

дорога с прииска

Зун-Холбо

Пришлось разгружаться здесь.
    Груза много. Первую ходку начали в 11:10. За 5 минут дошли до первого брода. Река здесь неширокая, мелкая, да и воды мало. Мужики переобулись, перенесли вещи и женщин на левый берег и пошли дальше. Груз переносили в две ходки переходами по 20 мин. На следующей ходке в конце 20-ти минутного интервала у моего рюкзака отстегнулась одна лямка. Пришлось срочно останавливаться. Когда подтянулась вся группа, решили сделать легкий обед.

приехали

начало пути обед вездеходная дорога

    После обеда Генка сделал первую попытку увести гарем. Мы с Андреем ушли с перекуса первые. А когда вернулись, чтобы сделать вторую ходку, никого не обнаружили. Генка с женщинами пропал. Оказывается, он повел их другой дорогой. Вскоре они нашлись. Тогда мы еще не поняли, что в наших рядах уже появился товарищ Сухов – предводитель гарема. В этот день шли до 19 часов.
    Часто приходилось пересекать реку. Все время шли по вездеходной дороге. Похоже, что она время от времени используется. Но для машины в некоторых местах проезд по ней проблематичен. Особенно в тех местах, где дорога идет по руслу. Вымотались все смертельно. Поднятию боевого духа очень способствовали бутылочки с минеральной водой, которые каким-то непостижимым образом вдруг появлялись в руках Ирины.
    Хорошо, что дождь кончился к моменту нашей выгрузки из машины. На ночевку встали на полянке рядом с вездеходной дорогой. За ужином шли долгие дебаты – сколько сахара надо брать в поход. К единому мнению так и не пришли, но, слава богу, разошлись с миром.

тайга

стоянка


    Из-за усталости я не проверил площадку под палаткой. Оказалось, что именно подо мной бугор. Сколько не крутился, но так и не смог найти положение, в котором можно заснуть. Галка с Витькой, которые лежали рядом со мной, стали волноваться – мол, что это со мной. В конце концов я поменялся местом с Галкой и уснул. Ей тоже как-то удалось пристроиться и уснуть.

9 сентября. Пятница.

    Дежурные встали в 7 утра, остальные в 8. Ночью подморозило. Лужи на дороге покрылись льдом толщиной 0.5 – 1 см.
    В 10 утра продолжили наш маршрут. Груз несли всё также в два приема. Но на этот раз все перепаковали удобнее. Стало меньше мелочевки. Самыми неприятными в переноске были для продуктовых рюкзака весом 45-50 кг, и два "карандаша", в которых был весь металлический набор наших катамаранов. К этим же "карандашам" мы подвязали и весла.

на тропе

    Продуктовые рюкзаки и "карандаши" пришлось нести нам с Андрюхой. Насколько были тяжелыми продуктовые рюкзаки, настолько неудобными в переноске были "карандаши". Всю дорогу пока я нес карандаш, я жутко матерился и каждую минуту катал его по спине с плеча на плечо.     В этот день в основном шли по хорошо набитой тропе. В одном месте тропа резко ушла вверх, и нам пришлось карабкаться со всем нашим скарбом на склон отрога, который круто спускался к реке. По пути Андрей травмировал ногу, но мужественно продолжал тащить груз. Да у нас выхода другого не было. Кроме нас нести груз больше некому. А груза много. Тропа, ведущая по склону, вскоре вышла на полянку с хорошо оборудованной стоянкой. Увидев стол и скамейки, мы решили остановиться на обед, а заодно и дать возможность Андрею немного придти в себя.
    После обеда я вышел первым. Тропа постепенно спускалась и все больше отдалялась от реки. Вскоре между мной и рекой появились отвесные скалы. Пора бы уже остановиться на перекур, но я решил пройти чуть дальше, чтобы найти место, которое вселяет надежду, что скоро подойдем к слиянию Зун-Холбо и Барун-Холбо.
    Остановился когда тропа подошла к ручью, который тек справа. Когда шел по этому же маршруту второй ходкой встречный народ порадовал – от последнего перекура 7 минут хода до реки и избушки. Все уже изрядно устали, но мысль о том, что скоро все это скоро кончится, согревает душу. Правда со мной это сыграло злую шутку. Думая, что осталось идти всего 7 минут, я настолько расслабился, что еле дошел.
К 18 часам вышли к избушке, которая стоит ниже впадения Барун-Холбо метров на 500. Палатки поставили на поляне рядом с избушкой. Разожгли костер. Начался мелкий дождь. Поэтому все собрались в избушке.

избушка на месте стапеля суета на стапеле не царское это дело катамараны собирать главное, чем-нибудь руки занять


    После слияния река уже называется Холба. Воды стало больше, но все равно еще маловато для прохождения катамаранов. Тем не менее, решили катамараны собирать здесь. Нет сил нести все это барахло дальше до Урика.

10 сентября. Суббота. Стапель.

    Погода в эти дни держится примерно одинаковая. Ночью подмораживает. Днем появляется солнышко. Если нет ветра, то можно ходить в майке.
    Сборку катамаранов начали параллельно. Мы с Андреем один катамаран, Вовочка с Витькой другой. Распределились по катамаранам следующим образом:

наш катамаран

Богданова Галина Банков Андрей
Богданов Владимир Банкова Алла

катамаран "Ваша"

Щербина Владимир Пушкарук Ирина
Фридман Геннадий Христофоров Виктор

    Как обычно по ходу сборки приходилось заниматься мелким ремонтом. На нашем катамаране пришивали молнию и петли для шнуровки. На "Ваше" Вовочка что-то пилил и опиливал. Галка зашивала палатку Банковых. Генка, как профессиональный химик, занимался разведением спирта.

Генка на фоне того самого бревна

    С винилкой в основном пришлось работать Андрею. Под конец руки у него с трудом удерживали винилку при связывании железа. При сборке обнаружились две лишние трубы длиной около метра, которые так и пришлось возить с собой весь поход. Стапель занял весь день.
    Во время одного из перерывов я не удержался и собрал спиннинг. Немного побросал блесну, но безрезультатно.
    В конце дня ходили на разведку вниз по реке. Метрах в 400 ниже по течению всю реку перегораживает огромное бревно. Мы с Андреем и Генкой решили его перепилить. Это оказалось не очень просто. Но когда мы его все-таки перепилили, выяснилось, что основная работа еще впереди – бревно с места не сдвинулось. Генка предусмотрительно надел сплавные тапочки и неопреновые носки, поэтому ему пришлось идти в воду толкать бревно, а мы с Андреем рычагом, который подсовывали под бревно, его приподнимали. После долгой тяжелой работы нам удалось организовать проход для катамарана.

11 сентября. Воскресенье.

    При слиянии Зун-Холбо и Барун-Холбо образуется река Холба. Однако воды в ней немного. Поэтому решили, что четверо идут на катамаранах с частью вещей, а Генка с женщинами с четырьмя рюкзаками пойдут пешком.
    Первое одевание гидрокостюмов доставило всем много удовольствия. Вовочка – профессионал в области женского нижнего белья – снабдил всю группу белыми колготками, которые предназначены для упрощения процесса надевания и снимания гидрокостюма.
    Отчаливать решили от галечной косы метров на 70 ниже домика. Перенесли туда катамараны и вещи, которые мы на них погрузим. До последнего момента все подпихивали разные вещи, чтобы как можно больше разгрузить пешеходную группу.
    Отчалили около 12 часов. На одном катамаране мы с Андреем, на другом Витька с Вовочкой. Шли в пределах видимости. Все время приходилось тащить катамараны на себе. Только изредка удавалось запрыгнуть на катамаран так, чтобы он сразу не сел на мель. Вскоре дошли до каньона. Холба с двух сторон зажимается скалами, а посредине набросаны здоровенные бульники.

перед стартом на воде сплав мелко


    Перед каньоном встали в ожидании пешеходной группы. Андрей договаривался с ними встретиться в этом месте. Но мы их так и не дождались.Каньон отнял много сил. В одном месте нас заклинило между камнями, а когда нам все-таки удалось протолкнуть катамаран, Андрей не успел на него вскочить, и ему пришлось метров пять догонять катамаран вплавь.

каньон Холбы

пешеходная группа


   

расщелина

В середине каньона неожиданно встретились с Генкой и женщинами. Они попали в западню. Простого выхода из каньона не было. Казалось, что единственный выход идти обратно, а потом обходить каньон верхом. Но Галка разглядела на левом берегу расщелину в скале, по которой с трудом, но можно выбраться наверх. Перевели их через реку на левый берег. На том и расстались.
    Дальше мы пошли несколько легче, но не намного быстрее. В одном месте нам пришлось обносить завал. После выхода из каньона опять встретились с пешеходной группой. Оказалось, что скорость движения по маршруту у нас приблизительно одинаковая. После перекура опять разошлись. Около 19 подошли к очередному завалу, требующему обноса, и решили встать лагерем на правом берегу. Слава богу, разгрузиться не успели.
    Вскоре подошел Генка с изрядно уставшими женщинами. Естественно всё мы сделали не так. И место выбрали плохое и вообще … Сильно спорить не стали. Андрей сходил на разведку и сказал, что несколько ниже, за завалом, есть неплохая полянка. Пришлось отчаливать и обносить завал. Новое место оказалось действительно лучше. В месте впадения Холбы в Урик, на правом берегу находится небольшая песчаная поляна.

слияние Холбы и Урика


    Когда мы причалили и вынесли вещи, появилась Галка. Пешеходная группа оказалась отсеченной от нас узкой (метра 4-5), но глубокой протокой. Мы с Андрюхой пошли помогать наводить переправу и переносить рюкзаки. Все, и мы, и пешеходники, предельно вымотались.
    Не смотря на то, что на стапеле мы целый день стояли на месте, командир решил, что нужна дневка. Все поддержали. Завтра хотим сходить посмотреть Хара-Жалгинское ущелье, а за одно и рыбу половить.

Страничка чистой правды от Владимира Щербины

   А бог от рук Галочки и не уберег. Завхоз-то наш Ирина – ну чистый ангел – и кормит вкусно, и хорошо и много; и прикусил я от этого всего язык – ну, в общем, больно.
   Галка – та сразу в крик: "Лечить буду! Не ерепенься! Лей это на язык! ….". Бог миловал – жив остался – прокашлялся, прочхался, соплями изошел, но про язык забыл.
   А дальше пошел чистый ужас. Выпер нас командир всех из поезда, хоть там-то уже всё объуютилось и устаканилось, запихал в машинку махонькую и повез. Чтоб раздразнить привез в кафешку – уж борщ там вкусный! Уж вкусный борщец!!! У борщечек то какой. Дак тока раздразнил и повез дальше и привез в такую тмутаракань, что не приведи господи: охрана орёт, дождь идёт, собаки рычат – страсти Господни – и все аж на три тыщи метров высоты.
   Ну, вроде, накопали сарайчик сухой – живи и радуйся – нет, ни свет ни заря загнал в вахтовку и ну по горным серпантинам вышивать – остатние волосы поседели во всех местах.
   Но к речке приехали, перетащились, кажись и всё – нет – попер всех в другодень дуроломом по Бог весть какой дороге со всеми шмотками и вперёд и вперёд. Сам то приговаривает: "Вот ужо на место прийдем – дак дальше катамаранчики повезут и нас и всё, а пока тащим и тащим. Уж ввечеру пытался я вычислить у себя – чего не болит – не вышло.
   Вскрылся обман командирский уж вскоре – собрали катамаранчики – радостные такие – мол, всё – идиоты!
   Говорит он так: "Четверых отберу – и поплывем мы, совершенно счастливые на катамаранчиках, а остальные не находились ишшо – с рюкзачками по горкам погуляйте".
   Уж кому хуже выпало – того не знаю, когда встретились, странно они про горки говорили и рюкзачки пинали; а уж я то – слава Богу, всю жизнь прожил, а про ту речку Холбу не слышал, а теперича кажный ейный камень на ощупь ногой узнаю. Уж не знаю какой и пришел – толи полуживой, толи полумертвый. А Витьку жалко – намучался со мной – орёт: "Право! Лево! Между!". Одно слово – командир орёт – служба идет.
   В общем, сжалился командир, разрешил отдохнуть – слава Богу!

 

Фридман Г.И.

   11.09.2005.
   Пока Вовки, Андрей и Витя проводили катамараны по р. Холбе мы с девушками (Ира – Зухра, Алла – Альфия, Галя – Гульчатай) с 4 рюкзаками (1 – продуктовый) пошли себе пешком. Тропа от домика на берегу шла вдоль реки (50-70 м. от реки). Через 10 мин. хода поворот вправо вверх на траверс правосторонней морены.
   С самого верха, с выступающих (100 – 150 м.) лбов открылся замечательный вид на ущелье и, что самое интересное, на дне течет р. Холба, а по ней идут катамараны. Вернее - по дну идут мужики и проводят каты по воде. Обогнув морену, тропа резко спустилась к реке и оборвалась.
Правый берег – выход склона с крупной почерневшей осыпью, где удалось разглядеть туф, но движение по нему было не перспективным. Выше осыпи – только хребет.
   Левый берег – белая скала. Где-то по ней на карте нарисована тропа.
   Единственное место – узкая щель в склоне, по которой стекает местами заросший, местами заваленный камнями ручей. Уклон – 40о-45о. В момент поиска на реке появились наши каты. Устроили общий перекус.
   Гарем переправился на левый берег и поднялся (с одним перерывом) по вышеописанной щели. Как же достали тяжелые рюкзаки. Только присутствие девушек не позволило вести себя нецензурно.
   Тропу отыскали достаточно быстро, прошли по ней около 1 км и по достаточно крутому серпантину спустились примерно в 2 км от впадения Холбо в Урик. Далее вдоль левого берега в сопровождении радостной мошки. И снова встреча с катами.
   После непродолжительных рукопожатий решили пройти еще 150 м и снова встретиться. Но один из рукавов Холбо пересек нашу буреломную тропу. Для воссоединения группы переправились по бревну маятником (или с перилами – не важно, главное пригодилась найденная Аллой веревка).
   Хорошо бы девушкам поставить бюст на родине!
 

12 сентября. Понедельник. Дневка.

    Сегодня подъема не было. Позавтракали в 10. После завтрака собирались сходить посмотреть Хара-Жалгинский каньон. Но Андрей сказал, что лучше сходить вниз по Урику. Идти по берегу тяжело. Хорошей тропы нет. По правому берегу встречаются буреломы и завалы. Основная цель была рыбалка, но рыбы нет.
    К обеду вернулись. На обед был вкусный борщ из пакетиков. После обеда решили, что хорошо бы сделать оладышки. Часам к 18 приготовления были завершены, и началось изготовление. Сначала их жарила Галка. Но потом, процесс пришлось продолжить Генке. Солнце склонялось к закату и женщины хотели успеть умыться пока тепло.
    У Генки процесс шел по нарастающей. Последний оладышек был по размеру равен противню. К вечеру стало холодать. По голубому небу несутся облака. Смеркается. Завтра на воду. Всей группой пойдем по Урику.

Фридман Г.И.

12.09.2005. Дневка.
    Таки первый раз за 10 лет сбрил и бороду, и усы (нет усы не брились до этого никогда). Вот что делает с человеком эйфория от отдыха на расстоянии 6000 км. от дома. Эх, милая моему сердцу "Прасковья Николаевна"!... .

метаморфозы

13 сентября. Вторник.

    Сегодня первый раз вышли всей группой на воду. На нашем катамаране сказывается несхоженность.
    Вышли в 11:40, а примерно через час мы въехали левым поплавком на острый клык. Катамаран подо мной сразу обмяк. Хорошо, что поплавки двухсекционные. Сразу зачалились на галечную косу на правом берегу и начали разбирать катамаран. Дыра образовалась около 80 см. длиной. Нам повезло, что погода солнечная, теплая. Зашили шкуру, заклеили поплавок и шкуру. Пока мы занимались этим делом, сделали горячий перекус. Витька пытался ловить рыбу, но безрезультатно.

порвались


    Часа через три продолжили сплав. На стоянку встали перед Амбартагольскими щеками. Мнения разделились. Одни считали, что мы стоим перед порогом Змейка, другие, что за ним. В любом случае пока что группа еще не готова проходить этот порог. На протяжении 500 метров в русле лежат здоровые камни, между которыми идут мощные сливы. В связи с низким уровнем воды для прохождения нужна сложная лавировка. На груженых катамаранах это очень рискованно.

начало Амбартогола

Когда встали на лагерь, я сходил на разведку. Ниже порога есть еще одно хорошее место для стоянки. От этой стоянки тропа уходит резко вверх. По этой тропе завтра мы будем обносить Амбартагольские щеки.

стоянка

 

14 сентября. Среда.

    Вчера поплавки отвязали, сдули и повесили на просушку. Сегодня упаковали их в 4 рюкзака и добавили всякой мелочевки. Рюкзаки получились весом ~ по 15-20 кг. Мы с Андреем понесли рюкзаки и одну раму, а Вовочка с Геной также рюкзаки и другую раму. Тропа хорошо набита. До нижней стоянки идет вдоль берега, а потом резко уходит вверх. На крутом подъеме поняли, что с рюкзаками мы погорячились – тяжело. Поэтому где-то с середины подъема пошли в две ходки, сначала раму, потом возвращались за рюкзаками. Хорошо, что надели каски – каркас на каждом шагу стучал по голове. В конце подъема встретили четверых молодых бурятов с лошадьми. Они уже месяц были в тайге на охоте, а сейчас возвращаются домой. После перекура продолжили подъем, а буряты пошли вниз.
обнос Амбартогола Амбартогол. Вид сверху

    Хорошо, что погода способствует. Прохладно, сухо. После дождя идти по этой тропе с грузом было бы весьма проблематично. Местами очень крутые подъемы и спуски. (Как потом выяснилось на следующий день здесь в снег прошли с грузом пермяки.)
    Дошли часа за три. Тропа спускается к хорошей поляне. На деревьях множество табличек групп. Нашли табличку "Тверь 2005". Пройдя еще 1 км. по тропе вдоль берега нашли еще одну хорошую стоянку. От этого места на реке начинается плес.
    Оставили Витьку на лагере, а сами пошли обратно. Нам с Геной пришлось подняться на самый верх за второй рамой катамарана, которую они с Вовочкой оставили там. После того как отнесли этот каркас, пришлось возвращаться в верхний лагерь к женщинам. Там пообедали и упаковали 7 рюкзаков, которые набивали до предела, чтобы забрать все что осталось.
    Идти было очень тяжело. Во-первых, сказалась усталость от предыдущего перехода, а во-вторых, вес рюкзаков был слишком велик для такой тропы. До Витьки добрались к 19 часам.
    После ужина завалился спать. Долго ворочался, никак не мог найти удобное положение. Похоже, его не было - болело всё.

15 сентября. Четверг.

    Ночью пошел снег. Утром все было белое от снега.

стоянка после обноса Амбартогола (утром)


    Собрали катамараны, пообедали и в 15:10 отчалили. Наша команда стала действовать более слаженно. Через час встали на перекур. На следующем переходе мы заметили плывущее по реке весло. Оказывается, его выронил Генка. Алла у нас тоже отличилась - погнула весло. Нет предела возможностям наших женщин!
    Когда собрались остановиться на перекур, выяснилось, что у Вовочки зуб на зуб не попадает. Оно и не удивительно, в лицо легкий ветер со снегом. Стали срочно искать место для стоянки. Но по берегам ничего даже отдаленно подходящего для стоянки. Везде по берегам глубокий мягкий влажный мох по колено. В конце концов, пришлось остановиться в одном из таких мест. На наше счастье там были две площадки боле менее пригодные для постановки палаток.
    После постановки лагеря я сразу заполз в палатку не дожидаясь ужина. И, наверное, первый раз замечательно выспался.

16 сентября. Пятница.

     8:25. Пасмурно. По берегам снега мало.
    С утра пасмурно. Хорошо, что не падает снег. После завтрака начали сборы. Вчера мы прошли почти половину пути от Амбартагольских щек до водопада. Сегодня планируем дойти до водопада и обнести его. По отчетам создавалось впечатление, что до водопада ещё очень далеко. Но по карте всё оказалось правильнее, точнее и ближе.

скоро водопад водопад

    Пока шли до водопада я один раз выпал за борт. Зато второй раз чудом удержался. Несколько раз нас сажало бортом на валун на самом сливе. Но все обошлось. По пути на одной из остановок Витька бросил блесну и поймал хорошего хариуса. Это была наша первая рыба.
    К водопаду подошли часам к четырем. Обнос короткий. Сразу за водопадом хорошая площадка для лагеря. На деревьях очень много табличек, оставленных группами.
 

Страничка чистой правды от Владимира Щербины

   Вот грустим на днёвке опосля водопаду - выпить не дают! А много уже чего произошло, пока не нашлось время сказать чистую правду.
По первоначалу вроде как поплыли все на катамаранчиках - весело так - да и приплыли к Амбартаголу - мать его ...!!! Тут командир грит - мол, ташшим всё дальше по берегу - Матерь Божья...!!! Но, слава богу, не умер. Переташшились...!!!
   Собрали катамаранчики - типа завтра поплывем. А на завтра - хрен там!!! Зима!!! Кругом снег! В ботинках снег! В рюмках - и там снег. - Ужас!!!
   Снег стряхнули, эту всю мокротень надели - поехали - типа поплыли. Ну, тут-то я понял, что такое Ад! Сверху снег, снизу вода ледяная, кругом камни, в морду ветер и посреди всего этого я ... Мрак.
   Как от дрожи моей катамаранчик не развалился - до сих пор удивляюсь. Ирка объясняет, что всё хорошо, Витька орет - тяни веселей, командир кричит, что болото для ночлега не вполне болотистое. - Мрак!
   Наконец командир нашел болото по душе, прикрикнул на Витьку - мол, хорош, - мол, приплыли, разгребли сугробы - встали.
   Наутро вроде и солнышко, вроде и тепло - плыви и радуйся - нет - крадутся - боятся водопаду - трусы! Витька с перепуга аж хариуса выловил - во как!
   А падать там всего-то метров 12-14 – тьфу, трусы!
   Но к водопаду подкрались, его и обнесли, и на стоянку стали, и командир - вот уж чисто Ангел Божий - и дневку объявил - спасибо ему. Тута и отдыхаем.

16 сентября. Продолжение.

    После постановки лагеря я побежал ловить рыбу. Но опять безрезультатно. Возвращаясь с рыбалки узнал, что подошла группа из Перми - 13 человек. Анатолий их забросил в верховья Урика на день раньше нас. На маршруте, во время обноса, когда они оставляли вещи без присмотра, у них украли 3 рюкзака. Амбартагол они тоже обносили. Вечером после ужина были посиделки, которые затянулись за полночь.

17 сентября. Суббота.

     Пасмурно. Прохладно (около 0оС). Дневка у водопада.
    Сегодня после завтрака мы с Андреем пошли на рыбалку. Ходили вниз по Урику за Хончин. Как и до водопада, так и после река течет между скалистых берегов. Постоянно приходилось поверху обходить скалы и спускаться вниз по узким расщелинам. Хончин вытекает из ущелья и, разливаясь по галечнику, впадает в Урик. По такой воде идти по Хончину невозможно. Ниже устья Хончина мы попали на стайку ленков. Я поймал три штуки. Один из них около килограмма.
на стоянке пермяки мы

    В этом месте Урик выходит на плес и только посредине идет струя. Я бросал блесну через струю, а когда она подходила к струе, на неё кидался ленок.
    Когда вернулись с рыбалки, пермяки уже парились в бане. Странное зрелище. Холодина, а вокруг полиэтиленового домика бегают голые мужики. После того как пермяки попарились, нам предложили тоже воспользоваться баней. Мы все получили огромное удовольствие.
    После ужина народ потянулся спать. И только Гена ушел в люди. И напозволял себе лишнего ...
трофеи баня посиделки

18 сентября. Воскресенье.

    С утра прохладно. Небо затянуто облаками. Но они пока высокие. Мы уже позавтракали, а в лагере пермяков только началась активная жизнь. У ребят очень основательный подход ко всему. Они везут с собой бензопилу, пластиковую бочку для рыбы и даже дубовые веники для бани.
    И все-таки пермяки ушли раньше. У них удобная упаковка вещей на катамаранах.
уехали пермяки стоянка
    Вещи кладутся на палубу, сверху накрываются тентом, который застегивается на молнию. Они пошли на груженых катамаранах прямо от лагеря. А мы решили вещи отнести метров на 150 ниже по течению, к тому месту, где была баня. Там же начинается плесовый участок. От стоянки сплавлялись на не груженых катамаранах.
    По пути опять встречались с пермяками. И весь день мы наблюдали по берегам их следы. В их задачу входило наловить бочку рыбы, но они с этой задачей не справились.
    На одной остановке Витька поймал хариуса. Часам к пяти подошли к правому притоку. Андрей решил, что это Даялык и объявил остановку на лагерь. Потом оказалось, что это Янхор.
    После ужина повалились спать. Даже песен не попели.

19 сентября. Понедельник.

    Вчера вечером было не холодно. А утром - 4оС.
    После завтрака вышло солнце. И сразу стало тепло. Уже не нужно было располагаться поближе к костру, чтобы одеть гидрокостюм. Белые колготки до сих пор в ходу. Они очень способствуют одеванию и сниманию гидрокостюма.
    Вышли около 11:30. Через переход дошли до Даялыка. На левом берегу напротив устья стоит дом и новая чистенькая баня. В коллективе начался раскол. Погода солнечная, рядом прекрасная баня. Часть народа настойчиво предлагали встать на дневку. Но впереди еще дальняя дорога, а времени осталось мало. Поэтому, скрипя сердцем, решили идти дальше.
    Река очень красивая. То с одного, то с другого берега идут отвесные скалы. Под ними большая глубина. Ну, прям рекламный ролик: "Отдых в Саянах. Дорого".
база МЧС баня Урик порожек перед Чертиками

    Так дошли до порога "Чертики". Перед ним красивый мощный косой слив на сужении реки, где она круто поворачивает влево. От этого слива до порога метров 400-500. "Ваша" прошла слив очень хорошо. А мы, уходя от прижима, повернулись носом к левому берегу, а вот потом выровняться обратно не успели. Поэтому слив прошли лагом, правым бортом вперед. Естественно Андрея, который сидел на правом борту, хорошо умыло.
    Вовочка, которого в сливе тоже умыло, потом долго ещё выговаривал Витьке, что вот некоторые капитаны матросов берегут, в воде не мочат, а другие о матросах не заботятся, в самую бочку с головой засовывают.
    Перед порогом зачалились на правом берегу для просмотра. Порог по берегам ограничен скалами. В русле несколько здоровых надводных и подводных камней, которые образуют сужения и мощные сливы. Заканчивается порог очень резко выходом на широкий плес.
Первым порог прошел наш катамаран (с заменой Аллы на Витьку). В самом конце порога здоровенный камень стоит посреди русла. Слева узкий проход. Только-только пройти катамарану.
    Справа проход шире. А струя бьет в камень и тащит в левый проход. Мы не смогли выгрести вправо, и нас вынесло прямо на камень. К счастью перед камнем образовалась водяная горка, которая нас и затормозила. Так что мы только слегка выехали на камень, а потом спокойно свалились в правую протоку. Вторым пошел "Ваша" (с заменой Генки на Андрея). Они прошли лучше, но все равно левым бортом черканули по камню. 

порог Чертики


   

тромбон

После прохождения стали искать место для лагеря. Осмотрев место сразу за порогом, мы его забраковали.Но зато нашли часть поперечной балки от катамарана, которую видно сломало в этом пороге. Один конец её был сильно расплющен. Она очень напоминала какой-то духовой инструмент, и мы условно прозвали ее тромбоном. Этот тромбон настолько понравился Вовочке, что он весь вечер с ним не расставался и периодически в него дудел, выплескивая в окружающую среду распиравшие его чувства. Окружающая среда с пониманием отнеслась к проснувшимся в Вовочке древним инстинктам. Всё-таки он ближе всех нас к далеким предкам.

20 сентября. Вторник.

    Ночью подул ветер. Утром ясно, t = 0оС, холодный ветер дует вниз по реке.
    По плану мы должны сегодня пройти последние препятствия и выйти на спокойную реку. Вчера пару раз встретили рыбаков. Откуда они тут взялись, я так и не понял. Время 9:20. Солнце подходит к нашему берегу. Так что увязываться и отчаливать будет повеселее.

на перекуре

вечерняя рыбалка


    Сплав был весьма динамичный. Короткие плесы сменялись шиверами и мощными потоками со стоячими валами до 1 м. За день сделали 5-6 переходов. На одной из остановок мне удалось поймать ленка.
    На лагерь встали в 18:20. Вечером было не холодно. После постановки лагеря я пошел ловить рыбу, но безрезультатно. По возвращении все пошли за дровами. Мы хотели натащить всякой мелочевки. Но командир подошел к этому делу с подобающим его положению размахом.
    "Будем валить это ..." Это - это была сушина невероятной высоты и толщины. Мы пытались робко сопротивляться, но поняли, что нам с нашей приземленной фантазией не понять всей бесконечной высоты полета командирской мысли. Короче валили мы эту сушину вчетвером около часа. При падении она разломилась пополам. Нам на все наши нужды хватило и верхней половины. Поэтому другую, большую половину мы оставили на память потомкам. А пока мы занимались этим делом, Галка поймала рыбу. И пыталась отвлечь нас от наших мужских игр, дабы мы сняли эту рыбу с крючка. Но, в конце концов, она и сама справилась. Наша сушина еще не долетела до земли, а я уже бежал к Галке - клюет! Правдами и неправдами мне удалось выцыганить у нее спиннинг.
    Она показала, где у нее была поклевка. И буквально на втором забросе я тоже поймал ленка.После ужина Генка порадовал нас оладышками. Вечер не холодный. На небе взошла яркая луна. И, не смотря на усталость, народ задержался у костра.
    Ирина порадовала нас неожиданным сюрпризом – 1.5 литра спирта. Это тем более приятно, т.к. основной запас почти кончился.
Ночь была звездная. И, наверное, без заморозков.
 

21 сентября. Среда.

ну за погоду

    Утром дул холодный ветер вниз по реке. Перед завтраком я сбежал покидать спиннинг. Единственный результат – я сильно заморозил руки. Вчера на всем протяжении река была очень красивая. По берегам постоянно появлялись скалы. Глубина реки менялась от полуметра до нескольких метров. Время от времени со дна выступали длинные продольные гряды скал "крокодилы".
    Несколько раз встречали рыбаков и охотников. Видели две моторные лодки с водометным двигателем. Удивительно, что людей мы встречаем так часто.
    За два перехода вышли из гор в широкую плоскую долину. К счастью течение реки не замедлилось. Прошли несколько охотничьих домиков. На следующем переходе прошли Шанхары. Поселок небольшой, около 8 домиков. Дальше река пошла широкими разливами. Берега галечные. С трудом нашли место для стоянки.
    На стоянку встали около 19. До устья осталось около 3 км. Вечер теплый. После ужина Гена опять нажарил оладышек. Ночью тоже было не холодно.

22 сентября. Четверг.

    Утром началось наше дежурство. Когда вышел к костру, то обнаружил там спящего Вовочку. Он наконец реализовал свою мечту поспать под открытым небом. Народ рассказывает, что когда Вовочка уснул, по его спальнику стала бегать мышка. Когда пошел за водой увидел очень красивое утреннее небо. Побежал за фотоаппаратом.
    После завтрака вышли в 11 часов. За перекатом прошли место, где я вчера вечером безуспешно пытался поймать рыбу. На этом рыбалка кончилась. Итого: я – 6 ленков (одного поймал вчера на перекусе), Витька – 2 хариуса, Галка – 1 ленок.
    За половину перехода дошли до устья Урика. Река Белая в месте слияния примерно такая же как Урик. Так что когда мы вошли в Белую мне никто не поверил и все решили, что это очередная протока.
    По Белой прошли около 1.5 – 2 км. Причалили к левому берегу. Рядом должна проходить дорога, и мы с Вовочкой пошли на разведку. Метров через 300-400 встретили двух мужиков. Они приехали на "Ниве" с журавлем и занимались починкой ограды вокруг стога сена. Журавль у них большой и очень важный. Людей совсем не боится.
    Мужики сказали, что скоро возвращаются в поселок и пришлют за нами машину.
    Место для антистапеля выбрали чуть ниже. Галечная коса. Рядом поляна с деревьями, на которых мы натянули веревки для просушки. Катамараны разбирали на галечной косе.
ручной журавль антистапель пора ехать

    Погода весь день солнечная. Стоит чуть-чуть отойти от берега и сразу налетает мошка.
    Машина (ЗИЛ-131) за нами приехала в 16, хотя мы договаривались на 17. В машине было два мужика (другие), которые начали с того, что поменяли на машине номера.
    Я успел приготовить обед (супчик и рис с тушенкой) и покормить народ.
    Отъехали в 17:10. Первая половина дороги не асфальтирована. Но машина все равно шла под 80. Ехали часа полтора в кузове.
    Когда приехали на вокзал, то сразу увидели пермяков. Они приехали утром.
    Билеты взяли в восьмой купейный вагон в четыре разных купе. Поезд отправился в 21:04 по иркутскому времени (16:04 по Москве).
 

Страничка чистой правды от Владимира Щербины

   А уж наотдыхались то как … Генка – тот аж в укор командиру – мол у пермяков то (с нами на дневке стояли) – и наливают больше и чаще – и, хоть и сплав, а и на всю голову больной – в общем напелся – нашел слушателей благодатных.
   Ну а шли то в начале хреново – холодно, снег, ветер, ничего не хочется, он орет (командир то-есть), уж кажысь, хуже некуда, а командир он талантливый – ещё и на ночевку в болото загнал. А утром еще и снег – Матерь Божья!!!
   Но потом вроде пошли, и погодка наладилась, и климат ничего – солнышко – весело.
   Порожки пролетели, а там как все вжварили по веслам, глаза круглые – мол домой хочем, и гребут и гребут … А куда спешат и сами не знают. Кругом то красота!!! Лепота!!! Благодать Божья!!!
   Но глазеть кругом – ни-ни! Тока знай себе лопатой грёбай, да поспешай.
   Ну пригрёбали, да быстро в машинку, да быстро в поезд, да и поехали.
   Вроде как и всё, и кончилось, ан нет!!!
   Капитаны то как увидали, что все хорошо, аж сощерились – мол, матросня избаловалась – мол пора матросню козлить. Ну опыт то уже есть – закозлились мы им на радость – уж то-то довольные ходют.
   Ну, и слава Богу.
   И вааще – все живы, здоровы, довольны, сыты, пьяны, чего и всем желаем!


° ° °

    Рано утром 26 сентября на Ярославском вокзале нас встретил Виталик. Он приехал на машине, чтобы забрать груз. Загрузив машину, распрощались. Банковы и Ира поехали с Виталиком, мы с Галкой стали ждать открытия метро, а Вовочка, Витька и Генка свою электричку на Тверь.
 

° ° °
 

Подарочная песня (от Гены и Вовочки)

А помнишь как все начиналось,
Как Имандра нас приняла,
Когда ты со мною в Хибины собралась,
Не просто собралась, - смогла!

Как дружно мы грелись в палатке
Нам ночью хватало тепла
Пусть холод, пурга, а у нас все в порядке
Ты снова и снова смогла.

Я пью до дна за тех, кто может,
Кто любит, умеет и др.
За то, что есть она, и до сих пор тревожит,
И мать, и жена, и подруженька тоже –
Она для меня – целый мир.
А я, как жена декабриста,
С тобой оказалось в Орде.
Нас четверо стало достаточно быстро –
Я просто рожала везде.

Мы лыжи сменили на парус,
И нес нас по жизни бакштаг,
А если чего, не того доставалось,
То, в сущности, - это пустяк.

Я пью за то, что есть кто может,
Кто любит, умеет и др.
Не может так никто, что до сих пор тревожит,
И муж, и отец, и возлюбленный тоже –
Ведь он для меня – целый мир.
Вот так 20 лет пролетело,
Кто счастлив, кто трезв, а кто пьян,
Мы вместе с друзьями летим ошалело
В предгорья Восточных Саян.

И собраны разные грузы.
Купейный вагон взял нас в плен.
Шурпа, помидоры, лепешки, арбузы,
Салол с белодонной, пурген.

Мы пьем до дна за тех, кто может,
Кто любит, умеет и др.
За тех, кто как мы, не меняются тоже,
И мать, и жена, и подруженька тоже –
Мы вместе – и есть целый мир.