вернуться на главную

 

Полярный Урал
17 апреля – 06 мая 1981


Маршрут:

Хальмер-Ю – р. Большая Кара – озеро Гнеть-Ты – озеро Оче-Ты – перевал Широкий – перевал Тиз-Незо-Пэ – перевал Тиз-Незо-То2 – озеро Нярмо-Тоня – река Саурей - озеро Щучье – река Большая Кара – озеро Гнеть-Ты - р. Большая Кара - Хальмер-Ю

Карта района путешествия (1:100 000, 1.6 Мб)

Состав группы:
 

Мордашев Виктор Николаевич руководитель 1951
Мордашев Валерий Николаевич ну очень опытный турист 1951
Мордашев Александр Николаевич иногда громко поет 1953
Богданов Владимир Юрьевич  автор этих строк 1953
Бобовников Лев Николаевич  водитель одометра 1936
Егоров Сергей Михайлович (Француз) реммастер 1948
Жуков Борис Александрович фотограф 1939
Соколов Анатолий Серафимович (Серафимыч) медбрат 1936
Щербина Владимир Петрович (Вовочка) завхоз, менестрель 1949
Щербина Сергей Петрович (Джин) летописец 1953
 
Дневник похода
(автор приносит свои извинения за возможные неточности привязки фотографий по времени и месту. Фотографии получены сканированием с негативов через 27 лет после съемки)

17 – 18 апреля. Пятница – Суббота.

   В 15:30 вышел из дома и поехал к Джину. Мы с ним к 18 часам уже собрались и до 19 спокойно пили чай. Потом пошли на станцию и по дороге купили 2 пачки детской смеси. На станции нас встретил Саша Коблов, который привез бутылку "Искры". В электричке мы встретились с остальным народом. Провожал их Миша Кимельштейн, который мне и презентовал пуховку на этот поход. На вокзале нас провожал Пашка Шуляк.
   В 21:25 наш поезд отошел с Ярославского вокзала. Все время в поезде прошло в делах. Кто шил, Лева ставил крепления на лыжи, Вовочка сшил себе обувку. Я, как новый человек в группе, решил прогнуться и подарил командиру рулон туалетной бумаги "Командирской". От обычной она отличалась тем, что на каждом листочке было напечатано: Бумага туалетная "Командирская". Нашедшего просьба вернуть по адресу …, и далее шел домашний адрес командира.

19 апреля. Воскресенье. День 3-й.

   В 13:17 прибыли в Воркуту. На вокзале наняли ЗИЛ-157, чтобы перевезти вещи на ст. Примыкание. Оставив вещи на станции, пошли в столовую "Юность", где отлично пообедали.

приехали в Воркуту


   Погода начала портиться. t = -5, ветер ЮЗ 5м/с.
 

Расписание поездов от ст. Примыкание

  Прямые Обратные
Примыкание 19:45 12:40 18:24 8:36
Хальмер-Ю 21:54 14:49 16:15 6:27
    
   Стоимость проезда 1р. 30 коп.

   Служители станции говорили, что поезд, возможно, не пойдет, т.к. пути заносит снегом. Но поезд все-таки пошел и в 20:15 мы выехали из Воркуты. Поезд состоит из трех вагонов: сидячего, обычного плацкартного и теплушки, в которую мы и сложили все свои шмотки.

20 апреля. Понедельник. День 4-й.

   В поезде все уснули, а в 0:25 прибыли в Хальмер-Ю. От станции отошли ~ на 1 км и поставили палатку рядом с терриконом. На улице холодно, t = -16, давление 730, влажность 100%, ветер ЮЗ 2 м/с.
   Проснулись в 8:30, позавтракали и в 11:20 вышли. t = -17, ветер Ю 8 м/с, давление 730. До обеда сделали 3 перехода по 50 мин. Местами из снега торчат маленькие кустики и камни. Манюни наши к концу дня сильно подрались. У меня кроме этого сильно запотевают очки. После обеда сделали два перехода и в 18:50 остановились и начали ставить палатку. Как обычно сделали ветрозащитную стенку, а кроме того сделали сортир, что было очень кстати. За день прошли ~ 15 км с азимутом 54.
 
стоянка


   Погода за день:
08:30  t = -17,  ветер Ю 8 м/с, давление 730
12:30  t = -8.5, ветер ЮЮВ 4 м/с
13:30  t = -8,    ветер ЮЮВ 10 м/с
17:00  t = -8.5, ветер Ю 8 м/с
18:50  t = -9
21:30  t = -8,    ветер 12 м/с, давление 719

21 апреля. Вторник. День 5-й.

   Ночью было очень тепло. Я спал в пуховке и отлично выспался. Подъем в 8:30. Дул сильный ветер. Мордаши, посмотрев на стенку, решили, что стенка завалилась. Мы с Джином оделись и вылезли чинить стенку. Но оказалось, что стенка стоит, просто насыпало снегу между стенкой и палаткой. Позавтракали супчиком, попили чайку с печеньем и маслом, и в 11:45 вышли с лагеря.

Валера Вовочка Джин

   В 13:25 спустились в каньон. Каньон глубокий с отвесными стенками. Сверху большие снежные карнизы. Валера нашел приемлемый спуск и мы потихоньку сползли вниз на лед. Перепад высот ~ 20 метров. Моя манюня к тому времени совсем порвалась. И вылезать наверх было очень трудно.
   В 14:35 остановились на обед. Ветер к этому времени стих. Погода резко улучшилась. Обедали мы в долине реки Кары. На обед попили чайку, съели сала. После обеда мы с Джином заменили полиэтилен на манюнях. В 17:20 вышли с обеда. Из под снега повсеместно торчат чахлые кустики, о которые рвутся манюни. До р. Кара мы шли азимутом 54, а после 76.
перекур Серафимыч Боря Лева


   К вечеру стал падать небольшой снежок, небо прояснялось, и все отчетливее стали проступать очертания хребта Оче-Нырд. Не доходя ~ 5 км до озера Гнеть-Ты мы остановились на ночлег в 19:10.
   Поставили палатку, со всех сторон обложили ее стенкой. Температура все падает. После двухдневного натиска командир Витя сломался и разрешил выдачу спирта.
   Ветра нет, и поэтому в палатке существенно теплее. У нас уходит около 3.5 литров бензина в 2 дня.
   Надо сделать себе лагерную обувку, а то ноги мерзнут в палатке без ботинок.
   Завтра первый перевал.

   Погода за день:
08:30  t = -8,5,  ветер З 10 м/с, давление 715
12:45  t = -8
14:55  t = -8,5,  ветра нет, давление 736
17:20  t = -9,     ветер ССЗ 2 м/с, давление 736
18:10  t = -10,   ветер СЗ 1,5 м/с
19:10  t = -12,   ветра нет
20:00  t = -14,   ветра нет
19:10  t = -16,   ветра нет

22 апреля. Среда. День 6-й.

   Проснулись в 8:00. Собрались достаточно быстро. С утра было холодно, падал снег. У Вовочки образовался нарыв на правой ноге. Серафимыч оказал ему помощь. От этого хуже не стало.
   Вышли в 10:40, погода улучшилась. Недалеко от нашей ночевки стояла группа ленинградцев, но мы ушли раньше. До обеда прошли всего два с половиной перехода. Последний дался особенно тяжело. Зато после обеда идти было очень легко. Но на последних переходах я почувствовал, что натер ноги. В 18:45 встали лагерем.

выход с лагеря перекур на обеде подъем


  Погода весь день была неплохая, меняясь от прекрасной до средней с ветром и снегом. Лагерем встали напротив средней горы массива Лымбато-Пэ.

   Погода за день:
08:00  t = -16,  пасмурно, падает снег, давление 727
10:30  t = -14,  ветер СЗ 2.5 м/с
10:40               ветра нет, снег кончился
11:10  t = -9.5
12:15  t = -9.5, ветер 5 м/с, мелкий снег
13:20  t = -6,    ветер
16:30  t = -4.5, ветра нет
18:25  t = -7,    ветра нет
19:45  t = -7.5, ветра нет

23 апреля. Четверг. День 7-й.

   Проснулись в 7:00 – Француз заорал "Подъем". Я сменил пленку в фотоаппарате. Вышли в 10:10.
   Погода с утра великолепная, светит солнце, никакого ветра. Только вышли - сразу начался подлип. Пришлось останавливаться и мазать лыжи "серебрянкой". Но ее хватило не на долго. Когда вылезали на перевал опять начался подлип. На перевал Лымбатэ-Пэ вылезли в 12:40.
   Спуск, про который командир говорил – три километра приятного катания – был сплошным мучением. Замучил подлип. Вышли на озеро Оче-Ты и встали на обед в 13:30. Поднялся ветер.

утро люди идут по снегу ... обед
  

кормилец

После обеда намазали лыжи "серебрянкой" и двинулись в путь. За один переход прошли все озеро Оче-Ты и поднялись немного по левому борту долины ручья Трехозерного. Каньон ручья Трехозерного остался внизу. Двигаясь таким образом дошли до третьего, верхнего озера и встали лагерем.
   Поставили палатку, обнесли стенкой и влезли внутрь. Командир расщедрился и выдал по пробочке спирта. Вчера Серафимыч завязал мне обе пятки, которые я благополучно стер, а сегодня они вели себя неплохо.
   Во время ужина наш завхоз Вовочка признался, что в пургу он забыл 2 кг. масла, но народ воспринял это сообщение спокойно.

24 апреля. Пятница. День 8-й.

   Сегодня командир устроил подъем в 7:45. Сильный ветер трепет нашу палатку. Барометр зашкалил, т.к. Джин забыл перевести его. Ветер примерно 8-12 м/с, t = -2.
   На сегодня у нас запланировано сделать перевал Широкий, перевал Тиз-Неза-Пэ, перевал Тиз-Низа-То2 и выйти к озеру Нярма-То.
Программа достаточно обширная, но выполнить ее мы скорее всего не сможем. На завтра у нас по плану дневка, но мы ее делать не будем.
   После обеда погода улучшилась, ветер почти прекратился и в 14:45 мы вышли. Нам хватило одного перехода, чтобы выйти на перевал Широкий. С перевала открылся вид на долину озера Тиз-Незо-То, которая, похоже, узкая и глубокая, а слева подъем на перевал Тиз Незо-Пэ. Подъем на этот перевал пологий и занял у нас больше одного перехода.

перекуры бывают разные


   С перевала Тиз-Незо-Пэ приятный спуск к началу подъема на перевал Тиз-Незо-То2. К этому времени погода начала ухудшаться – пошел снег, подул ветер. Видимость ухудшилась. Долго не могли определить положение нужного перевала на местности. Но наконец нашли его и начали подъем. Подъем на перевал Тиз-Незо-То2 крутой около 20 градусов, поэтому пришлось подниматься серпантином.

на перевал

Я сначала пошел елочкой прямо в лоб, всех обогнал, но быстро выдохся. Поэтому дальше пошел за Витей, который был ведущим. За два перехода взобрались на перевал. Погода все портилась и ребята сильно устали, поэтому решили встать лагерем на перевале, хотя следовало спуститься вниз. Но видимость ухудшалась, да никто и не мог себе представить, что пурга надолго задержит нас на этом перевале.
   Установили палатку. Стенку решили поставить помощнее. Кирпичи клали вдлину и стенку вывели на кирпич выше палатки. Залезли в палатку, приняли по 30 грамм, поужинали и улеглись спать.

   Погода за день:
08:00  t = -2,  ветер 8-10 м/с
11:20  t = -4,  ветер 12 м/с
12:10  t =       ветер 12 м/с, порывы до 17 м/с
14:25  t = -3, ветра почти нет
15:40  t = -3, ветра почти нет
16:45  t = -4
18:45  t = -9

25 апреля. Суббота. День 9-й. Пургуем.

   Проснулись около 8 утра. Пурга. Ветер около 12 м/с. Вылезали на улицу только в случае особой необходимости. Все наши вещи на улице занесло снегом. Снегу намело до верха нашей стенки.
   Перед обедом командир вырезал в полу "мусорное отверстие", через которое выкопали яму. И сразу пронесся вздох облегчения, послышалась хвала командиру, а перед ямой выстроилась очередь. Но яма пока решила только половину проблем.
   После обеда все полегли спать. Проспав часа три-четыре, стали ждать ужина. Делать нечего, завывает ветер, приходится сидеть на месте. На ужин командир выдал по 30 грамм за погоду.

26 апреля. Воскресенье. День 10-й. Пасха. Продолжаем пурговать.

   Проснулись около 8 утра. Вопреки предсказаниям Джина на пасху погода не улучшилась. Командир с Сашкой вылезли и откопали несколько санок. Их занесло слоем снега примерно 1.2 метра. Боб и Серафимыч, на которого мы возлагали особые надежды, ввиду его особого влияния на погоду, заострили сердце мужеством и вылезли наружу отдать дань природе. Но это не помогло.
   С утра вокруг палатки был "Бродвей" – тропинка, не засыпанная снегом. А после обеда все вокруг сравняло снегом. Замело все что было.
На ужин решили сделать картошку из тех картофельных хлопьев, что я покупал. Пришлось мне вылезать из палатки и откапывать свой рюкзак. Началось с того, что я даже примерно зная, где он должен находиться, никак не мог его найти. Пришлось лопатой зондировать снег. Наконец я наткнулся на него. Теперь стояла задача откопать рюкзак, что само по себе было не просто при ветре 12-15 м/с со снегом. Копаешь яму, а ее тут же начинает заметать снегом. Метелевый снег сыпучий и раскидывать его тяжело. Наконец я наполовину раскопал рюкзак и вырвал его из снега. На этом деле я потерял крючок с одной резинки. Самое обидное, что картошка никому не понравилась.
   А тем временем снегом начало засыпать скаты палатки (палатка "Зима" десятиклинка шатрового типа, в коньке 2 метра). Нужно было принимать срочные меры. Центральный кол сделали из двух лыж, вставив их концы в Вовочкину миску. А ночью из лыж сделали поперечные распорки. На скатах палатки все равно собирался снег, но уже в меньших количествах.

27 апреля. Понедельник. День 11-й.

   День начался как обычно. Встали в 9, позавтракали. Мы с Владимиром Петровичем собрали всю волю в кулак, и вышли в открытый космос. Сильно мело.
   После обеда командир вылез на улицу и заорал дурным голосом: "Всем собираться!". Три часа мы как Карлы откапывали все свое снаряжение. Пришлось выкопать окопы полного профиля (около 2 метров глубиной). Что самое удивительное, откопали все. Только с моей лыжи при откапывании отломили собачку, но и она нашлась. Дул все тот же ветер, но снег мел уже только понизу. Когда сняли палатку, то обнажившаяся яма ужаснула своими размерами.
   В 18 часов снялись с места. Издали видно, что уровень снега на перевале не изменился за трое суток, а там, где была палатка, намело громадный по размерам бугор метра полтора высотой.
   Немного отойдя от лагеря, вышли на плотный снег и решили надеть кошки. В это время внизу заметили группу из 7 человек из Вологды, которая шла на перевал Тиз-Незо-То1. Спустившись до рыхлого снега, решили надеть лыжи. А мы с Серегой Егоровым спустились дальше до ближайших камней и там достаточно быстро починили мою лыжу.
   Дальше был отличный спуск, на котором я все же 2 раза упал. Пересекли долину озера Тиз-Неза-То и поднялись примерно на километр вверх по долине реки Нярмо-Яги.
   Поставили палатку, обнесли ее жиденькой стенкой (очень плохой снег вокруг) и залезли внутрь. В палатке было непривычно тихо. Не хлопали полотнища палатки, не стучал подсвечник на центральной лыже. Спать было удивительно тепло и хорошо.

28 апреля. Вторник. День 12-й.

   Сегодня проснулись в 7:30. Позавтракали, собрались. Серега Егоров положил накладку на Бобовскую лыжу, которая треснула, я зашил штормовку, привязал крючок к резинке рюкзака. После этого вышли.
   С утра шел снег и дул ветер 5-7 м/с. За два перехода дошли до озера Нярмо-Тоня. Когда вышли со второго перекура, вскоре въехали в воду, которая проступила через лед. Мы с Вовочкой особенно пострадали, и нам пришлось останавливаться и сбивать лед с лыж. Минут через двадцать мы вышли и шли целый переход. Хотели до обеда сделать еще один переход, т.к. нас стало крепко поджимать время. Но подошел сильно отставший Вовочка и попросил остановиться на обед, т.к. у него разболелась стертая нога.
   Командир решил срезать крюк и на оз. Щучье выходить не через перевалы Вездеходный и Саурей, а от озера Нярмо-Тоня пойти через перевал Кривой. На этом мы выигрываем км 10-15.
   После обеда прошли минут 20-25, и пошел снег, да такой что все потонуло в белой мгле. Командир хотел остановиться здесь и ждать улучшения видимости, а мы с Валерой хотели двигаться дальше. Я до этого заприметил вход в долину, что на перевал Кривой. Долго спорили куда идти. Серафимыч распаковал палатку. А Витя и Валера отошли и после некоторого совещания решили идти и договорились куда. В результате пришлось Серафимычу упаковывать палатку обратно. Он при этом даже немного обиделся. Прошли с этого места минут 15-20 и остановились. Одновременно обоих берегов долины не видно. Решили все-таки остановиться.
   Поставили палатку и командир стал держать совет. Как подсчитал завхоз (Вовочка) продуктов осталось на 7 дней (т.е. до 5 мая включительно). Обнаружилось, что пропал лист карты между центральным и выходным, т.е. тот, на котором Ходатинское озеро и перевал Иган. Кусок без карты не велик, но это новые сложности. Маршрут будет в основном пройден при условии хорошей погоды, а иначе придется выкинуть основные перевалы (Щучий и Крутой).
   Настроение в общем нормальное, только командир видно переживает, да Сашка начинает немного нервничать. На завтра планируем пройти перевал Кривой, выйти на Щучье озеро и стать под Щучьим перевалом. Теперь у нас все, в основном, упирается в погоду. А сейчас t = -11, видимости нет, падает снежок. Народ занимается своими делами. Лева спит, Серега Егоров чинит Серафимычу лыжу, мы с Джином пишем дневники, Вовочка играет на гитаре, некоторые поют, командир кипятит чай.

29 апреля. Среда. День 13-й.

   К утру погода улучшилась. В 2 часа ночи ветер дул вверх по долине. Видимости почти не было.
   Подъем был в 6:30. Погода прекрасная. Небо чистое, голубое. Видимость миллион на миллион. К 9 часам поднялся ветерок с перевала. От седловины, которая проходит по разделу двух каров сразу начинается спуск в каньон.

где-то на Полярном Урале

10 - 2 = 8

каньон

Спуск очень приятный, но солнце и достаточно высокая температура сильно ухудшают скольжение. Каньон сам по себе очень красив. Он очень узкий и крутой. Спустившись, пришлось остановиться для того, чтобы подмазать лыжи серебрянкой.
перекур

Но скольжение от этого не улучшилось. Достаточно быстро вышли в долину реки Саурей. Оттуда один переход и мы вышли на северный берег озера Щучье. Здесь мы остановились на обед.
   Поставили палатку, стенку и после этого ветер стих. Когда снялись с обеда начал дуть несильный ветер в лицо. В течении одного перехода шли по озеру. А когда остановились на перекур, заметили, что по восточному берегу озера идет аргиш в 10 оленьих упряжек по 3-6 оленей в каждой.

озеро Большое Щучье


   На озере снег перемежается участками чистого льда. Лед очень красивый – чистый, чистый и весь рассечен трещинами. Когда идешь по этому льду, то создается такое впечатление, что ты висишь над черной бездной. Участки снега между блюдцами чистого гладкого льда все в застругах. Наломались мы по этому озеру – дай бог. Второй перекур после обеда сделали рядом с началом подъема на перевал Щучий. Поднялись метров на 50-70 и встали лагерем под перевалом.
   Подъем на перевал от лагеря должен занять часа 3. На противоположном берегу озера, километрах в 2-х – 3-х остановилось оленье стадо, поставлено 2 чума.

Боря

   Когда становились лагерем дул ветер 8-10 м/с, а через час ветер утих. Перед ужином командир выдал по 30 грамм. В это время Боб лазил на перевал. Когда Боб вернулся приняли еще по 20 грамм. После ужина народ вышел из палатки. Погода портится, пошел снег.
   Весь день погода была хорошая. На завтра планируем взять перевал Щучий подойти под перевал Крутой. Была бы погода. Возвращаться решили в Хальмер-Ю, т.к., во-первых, этот путь короче, а во-вторых, для выхода на Полярный Урал у нас не хватает одного листа карты. Настроение у всех хорошее.

30 апреля. Четверг. День 14-й.

   Ночью пошел дождь. В 3 часа ночи проснулся Боб от того, что вода натекла под его спальник. Дождь не утихал до вечера. А днем еще поднялся ветер. Несколько раз приходилось вылезать из палатки и укреплять оттяжки, подправляя снежную стенку. Из-за ветра пришлось опять ставить вторую лыжу, а носки лыж упирать в Вовочкину миску, которую Серега Егоров отпрофилировал еще на перевале Тиз-Незо-То2 во время пургования.
   Часам к 17-18 дождь прекратился, только порывами налетал ветер. И мы уставшие от сидения в мокрой палатке высыпали на улицу прогуляться. Мы с Серегой Егоровым спустились к озеру. Недалеко от озера нашли остатки двух иглу. На озере образовались большие пространства, покрытые водой. Снег подтаял и стал серым и тяжелым. Температура воздуха в течении дня была примерно +5. Погуляв опять забрались в палатку, приняли по 30 грамм, поужинали и легли спать.
   Надо сказать, что весь день дул такой сильный ветер, что после завтрака мы упаковали рюкзаки, чтобы в случае разрыва палатки можно было бы сразу эвакуироваться. Так весь день и просидели как на вокзале сидя на рюкзаках.
   Ветер ревел на перевале как паровоз. Снег на склонах напитался водой, отяжалел и местами начались оползни. Обстановка обострялась.
Я предложил после ужина уходить с этого места в надежде севернее озера найти более спокойное место, т.к. долина озера Большое Щучье узкая, глубокая, прямая, длинная и вообще мрачная. И не мудрено, что под Щучьим перевалом нас встретила такая непогода. Но командир решил переночевать здесь, а поутру двинуться в путь. После ужина мы полегли спать и до 12 ночи я спал спокойно.

1 мая. Пятница. День 15-й.

   В 10 минут первого командир поздравил весь личный состав с наступлением праздника. Это было мое первое пробуждение. За палаткой завывал ветер и вся она содрогалась от порывов ветра. Вчера, когда у нас в очередной раз сдвинуло центральный кол Валера привязал к лыже Джиновскую лыжную палку острием вверх, которую вставили в крышку от чайника, пипетка которой как раз вошла в потолочное отверстие палатки. Эта опора стояла очень прочно и не сползала.
   После поздравления командира сон мой стал беспокойным. И было от чего! В 0:30 я проснулся от того, что очередным сильным порывом ветра (20-30 м/с) сорвало три оттяжки и палатка завалилась. Надо отдать нам должное мы отреагировали моментально. Двое сразу оказались в углах палатки, а двое уже держали лыжу в центре палатки. После этого Валера с кем-то вылез из палатки и укрепил оттяжки, на которые и без того была навалена груда камней. Пришлось заменить две порванные оттяжки, а одну по новой крепить. Сон после этого стал еще хуже. После каждого порыва ветра я просыпался и бросал взгляд на центральный кол – стоит ли? А в 01:30 его опять сорвало и при этом погнуло лыжную палку. Валера выпрямил палку и мы поставили кол на место.
   После этого я залез в спальник в обутых на ноги ботинках, чтобы в случае чего быть готовым к действиям, но уснуть уже не удавалось. В 2 часа ночи мы разбудили командира и сказали, что надо уходить отсюда, пока не порвало палатку. Командир "протрубил" подъем и все начали нехотя собираться. но вскоре очередным порывом опять сорвало палатку с центрального кола и он полоснул по полотнищу сделав две небольшие дырочки – счастливо отделались. После этого решили кол не ставить и пока народ собирался мы с Серегой Егоровым по очереди держали потолок вместо кола.
   Наконец все собрались, и мы начали спуск к озеру. Настроения в группе несколько накалились. Ветер порой чуть не сбивал с ног, но мы двинулись на север вдоль берега озера. На льду озера стояла вода. Идти было тяжеловато. Лыжи проваливались и плохо скользили по сырому снегу.
   В конце первого перехода Вовочка предложил устроиться на завтрак. Опять начались бурные дебаты – вставать на завтрак или нет. В конце концов командир принял решение завтракать. С завтрака вышли в 6 часов. Светило солнце, t = +7. Долина ручья Пырь-Яго-Тони, впадающего в озеро Щучье, тут и там чернела огромными островами мха, освободившегося от снега.

весна идет


   За три перехода дошли до долины ручья Мядыяха и здесь остановились на обед. Отсюда, миновав водораздел, и выйдя на реку Большая Кара, можно за один дневной переход дойти до озера Гнеть-ты.

первомай


   Праздничный обед был великолепен. Мы приняли по 80 гр. спирта, закусили селедкой в винном соусе, мойвой в горчичном соусе, скумбрией, моей сюрпризной колбаской, шпиком. Поели картошки с бульоном на двух пакетах сублимата. Попили настоящего индийского чая.
   А после обеда мы с Бобом полезли на гору фотографировать. С завтрака стоит великолепная погода, ветра нет, t = +6. Мы с Бобом пошли пешком, а за нами следом двинули остальные на лыжах. В палатке остались только Серафимыч, Лева и Джин. Мы с Бобом нафотографировались и спустились.
   Напившись чаю народ полег спать. Сегодня пойдем ночью в надежде, что будет холоднее и скольжение улучшится. В 21:30 меня разбудил храп Серафимыча. Я разбудил командира, а он разбудил всех остальных. Собрались при свече и к 24-м часам были готовы к выходу.

2 мая. Суббота. День 16-й.

   Вышли с лагеря в 0:25. Погода хорошая, в небе перистые облака, t = +3. Скольжение отличное, наст твердый, даже лыжи разъезжаются. До обеда сделали четыре перехода. Шлось очень легко. Только под конец наст иногда не стал выдерживать и начал проламываться. В начале пятого встали на обед, а в 6:30 уже вышли с обеда и в течении полутора переходов дошли до озера Гнеть-Ты.
   Когда решили остановиться я заметил человека, а Вовочка в монокль разглядел вездеход. Я, Валера и Француз пошли к вездеходу попросить соли. В вездеходе сидело 5-6 человек. Весь вездеход завален грузами. У людей была пара ружьишек. Мы спросили у них соли, но соли у них не оказалось. Они дали нам пару буханок белого хлеба, а потом водитель обнаружил у себя половину майонезной баночки соли. Вездеход видно шел на стойбища. Лагерем встали на северной оконечности озера Гнеть-Ты.
   Перекусили и легли спать. Я проспал часа 2 и проснулся, собрался и пошел на гору, что бы пофотографировать хребет Оче-Нырд. Идти было тяжело – лыжи отяжелели от налипшего снега, скольжения никакого, да и сказывается усталость от ходового дня и недосыпа. За полтора часа я взобрался на склон. Но снимать было практически нечего. В горах низкая облачность, стал накрапывать дождь. Вернувшись в лагерь я покушал и лег спать. Проспав часа два, я проснулся. Шел дождь, вещи стали подмокать и мы все вещи упаковали в рюкзаки. После этого поели и в 21 час вышли. Первые три перехода шлось тяжело, тонкий наст местами подламывался – приходилось тропить глубокую лыжню, подламывая наст, пока попадался более крепкий.

3 мая. Суббота. День 17-й.

   К концу третьего перехода подошли к воде (р. Кара). Витя, сразу форсируя преграду, зашел по колено в воду. Посмотрев направо, мы заметили вроде как перемычку и решили обойти "озеро". После перекура двинулись вдоль берега. Невдалеке паслись олени, и стоял чум.
Выйдя с перекура, мы вскоре поняли, что идем вдоль берега р. Кара, которая имеет здесь ширину около 100 метров. Стали искать места для переправы, т.к. быстрое течение подмыло лед возле самого берега. Наконец мы с Витей нашли язык льда от берега до середины реки. Пройдя по нему, мы подошли к берегу острова. От другого берега реки нас отделял участок льда шириной около 10 метров, покрытый 20-ти сантиметровым слоем воды. Пришлось форсировать сходу. Здесь сказалось преимущество брезентовых бахил, которые почти не пропустили воду. Меня же, через мои капроновые сразу захлестнуло водой. Пришлось после переправы сразу останавливаться на обед.
   На обеде перекусили, обсушились, сменили носки. Когда выходили от лагеря на Гнеть-Ты t = +2. Поэтому я надел только легонький свитер под штормовку и к концу третьего перехода я замерз. После перекуса я надел еще один свитер, но когда вылез из палатки, жарко мне не показалось. На улице было уже -5 и дул с севера ветер 7-8 м/с. Идти стало существенно легче. Морозом прихватило верхний слой и образовался крепкий скользкий наст. От Гнеть-Ты мы все время шли азимутом 242 и через 3.5 перехода после перекуса вышли на хребтик, с которого увидели терриконы. Решили сразу становиться лагерем, чтобы прийти в Хальмер-Ю к поезду 6:15.
   Когда мы выходили от Гнеть-Ты, шел мелкий дождь, сменяемый снежной крупкой с ветром в лицо, а после перекуса небо расчистило, ветер задул с севера.

стоянка перед Хальмер-Ю

   Встав на лагерь, соорудили огромную круговую стенку. В этот раз при приготовлении снежных кирпичей отличился Боб, который очень быстро наделал столько кирпичей, что пять человек не успевали их укладывать.
   Попили чайку и в 9 легли спать. Проспали до 13 часов, после чего стали есть основательно. Потом опять сон. В 21 час командир начал будить личный состав и через полчаса ему удалось всех поднять. Вышли около 24 часов. Буквально сразу стали видны огни Хальмер-Ю. А сзади поднимались горы Полярного Урала. Они казались так близко, что с трудом верилось, что до них два дня ходу.
   Погода стояла хорошая. Небо чистое. Видимость отличная, t =-5, ветер 8 м/с с востока, т.е. как раз в спину. Когда спустились с хребтика, Вовочка предложил использовать палатку вместо паруса, но идея не овладела массами. По ходу дела я оказался сзади Сани, который вез за собой двое пустых саночек. Взяв саночки в руки, и подняв их над головой как парус, я медленно поехал вперед. Но их парусности было мало. Тогда Джин предложил использовать полиэтилен, который лежал у меня под клапаном, в качестве паруса. Эта идея себя оправдала. Мы без особых усилий начали всех обгонять. но наш парус был очень несовершенным и неудобным в управлении. Однако большую часть пути мы проехали с его помощью. Увидев это дело, народ распаковал палатку и тоже стал использовать ее как парус.

4 мая. Воскресенье. День 18-й.

   Часа в 3 ночи мы подошли к станции Хальмер-Ю. На путях стоял наш поезд, но двери его были закрыты. Мы забрались в какую то теплую каморку и устроили перекус в ожидании отправления нашего поезда.
   В поезде весь наш народ полег спать. Лишь Вовочка с Серафимычем пели песни, а я пытался привести в порядок содержимое своего рюкзака. Из окна последний раз глянули на горы.
   В Воркуте билетов на 21-й поезд не оказалось и нам пришлось брать плацкартные места на 179-ый поезд, который идет 46 часов в отличие от 21-го, который идет 39 часов и прибывает в Москву в 10 утра. Мы по расписанию отправлялись из Воркуты в 17:25 и должны были прибыть в Москву в 15:55.

приехали