вернуться на главную страницу

Вылазка на Аранецкий перевал
29 июля – 2 августа 1978 года

Маршрут:
Печора – Аранец теплоход Заря Аранец – р. Вертная - Аранецкий перевал – р. Седью – Аранецкий перевал – р. Вертная – Аранец пешком Аранец – Печора теплоход Заря

Дневник

Начну по порядку. 26 июня я выехал в командировку в г. Печора. За месяц работы Коля дал мне только два выходных. Первый прошел дуриком, а во второй поехал на разведку в с. Аранец.
   До Аранца два раза в сутки ходит теплоход Заря. В 7:30 и в 13:00. Из Аранца в Печору тоже два теплохода, последний в 15:55. От Печоры до Аранца ~ 2ч. 15 мин. ходу. Билет стоит 3 р. 60 коп.
   Как только я вылез из теплохода пошел дождь и шел до конца дня. Один из местных проводил меня до начала тропы. Тропа хорошо набита, через болота мощеная бревнами. Тропу я разведал ~ на 5 км. На обратном пути набрал грибов. Перед самым отъездом из Аранца познакомился с Иваном Семеновичем Пыстиным, который постоянно водит туристов и обещал меня проводить до Сабли.
   Все наши, кроме Хау и Вени уехали 27-ого. Я договорился с Фредом, что он дает мне 4 отгула.

И вот 29-го июля я сел на Зарю и около 11 утра был в Аранце.

Первым делом нашел Пыстина. У него я перечертил карту, пообедал и он меня проводил до начала тропы. Дальше он не смог, т.к. у него дома кто-то заболел. Но его пояснения мне в дальнейшем пригодились.
   В 11:45 я вышел на тропу. Сначала я шел довольно резво и уже в 14:10 перешел вброд р. Северная Вертная. Брод мелкий ~ 20-30 см. ширина около 15 метров.
   К 15:40 я порядком устал, тем более, что от р. С. Вертная до р. Залазная, как говорил Пыстин, самое топкое место, и давно уже искал место где бы сготовить чай. Но в этот самый момент я увидел туристов. Навстречу шла группа из Киева 10-12 человек. Примерный их маршрут – Косью – Манарага – Вангыр –Сабля – Аранец. Посидели минут 20 и разошлись.
   Около 16:15 начался дождь, который шел до конца дня. Идти тяжело, во-первых первый день маршрута, а во-вторых – болото. Где-то перед встречей с киевлянами сильно разодрал правый сапог (~ 15 см. дыры). В 18:15 остановился на лагерь. Сготовил, поставил палатку, поел и сразу лег спать.

30 июля. Воскресенье.

Спал я с 21:00 до 7:00. За ночь хорошо отдохнул. Проснувшись зашил сапог, позавтракал, из куска полиэтилена сделал портянку.
   Вышел с лагеря в 9:15. Пасмурно, ветер. В 9:40 подошел к реке. Она течет с востока на запад, но тропа уходит правее на ЮВ и выходит в пойму.
   В 11:25, выйдя из леса на болото, увидел горы. Их вершины скрывались за облаками, а по склонам виднелись прожилки снега.
   В 15:05 наткнулся на лагерь киевлян. Лагерь хороший, у ручья. На дереве табличка. На ней написано, что до перевала не больше 15 км.
   Начала чувствоваться усталость. Идти стало тяжело, пошел дождь. С 16:15 начал искать место для лагеря, но хороших мест не было, а идти становилось все легче и легче. Тропа пошла на Аранецкий перевал и поэтому стала суше. На хорошее место я наткнулся только в 17:40.
   Мой лагерь недалеко от ручья. Метров 100 – 200 ниже этот ручей сливается еще с одним. Пока искал дрова нашел один белый гриб и сделал рисовую кашу с грибом и мясом. Уже десятый час, пора спать.

31 июля. Понедельник.

Ночь проспал сравнительно хорошо. Просыпался несколько раз, но встал только в 8:00, потому что было очень холодно. Пока готовил завтрак пошел снег. После завтрака снял палатку, уложил рюкзак, спрятал его и побежал вперед. горы были скрыты облаками и мне ни чего не оставалось как идти дальше по тропе. Оказалось, что я ночевал примерно на высоте Аранецкого перевала. За 2.5 часа я дошел до перевала и спустился с него к реке Седью. Сам спуск занял у меня около 30 минут, остальное время ушло на то, чтобы пересечь плоскотину на перевале. Все время на перевале шел снег.
   Седью – река шириной около 15 метров, глубиной ~ 0.2 м., скорость течения ~ 1 м/сек. Десть минут посидел у реки и в 12:15 повернул обратно. К тому времени когда я опять поднялся на перевал облачность поднялась и во всей красе показались пики хребта Сабля.
   А в 14:15я взял рюкзак и двинулся в обратный путь. Шлось очень легко и через час я догнал двух мужиков. Они из Кишинева. Посидел с ними минут 15 и пошел один, они идут слишком медленно. Погода стала гораздо лучше. И идти легче. Первый день почти без дождя.
   В 18:40 наткнулся на лагерь туристов из Одесского клуба туристов. Они будут сплавляться по Щугору. Плоты им забросят вертолетом. Одесситы оказались очень гостеприимными и милыми ребятами. Их руководитель пешей части Ступников Женя заклеил мне сапог прорезиненной перкалью. Сытно поужинав, легли спать.

1 августа. Вторник.

Встал в 6:00. Я может проспал бы и больше, но у них в 6:15 завтрак. Позавтракав, стал собираться. В это время подошла группа ленинградцев – двое парней и две девушки. Забегая вперед скажу, что эта группа понравилась мне больше всех. Они начали свой маршрут от станции Инта и в течение месяца бродили по Приполярному Уралу, чтобы, как они выразились, обойти все что можно и лишний раз сюда не возвращаться. Их ходовой день 10 переходов (50 ход + 10 кур). Где-то около 7 они двинулись дальше.
   Оказывается они видели меня на перевале. Их палатка стояла у самой Сабли, они два дня ждали погоды.
Наконец я собрался. Одесситы оставили мне свой адрес: г. Одесса, 270011 сквер Кирова 5, Клуб туристов, Ступников Евгений, тел. 226961. Вышел я в 7:35.
   По началу шлось очень легко. Через 1 час 20 мин. я догнал ленинградцев. Ближе к полудню идти стало труднее. Все чаще стали попадаться болота, и где не было болот там тропа была вдрызг размочалена непрерывным потоком туристов.
   К часу дня я был на больших болотах между рекой Залазной и рекой Вертной. А перед этим я встретил группу свердловчан. Они направляются по Уралу до г. Тельпосиз. В 13:55 посреди моей гонки к р. Вертной я встретил группу из Перми. Их конечная цель станция Косью. На головах у них было все что угодно, начиная от огромных накомарников и кончая простой полиэтиленовой хозяйственной сумкой. Судя по всему все, что они делали, они делали основательно. Так и их передвижение было очень медленным, но, судя по всему, верным.
   Распрощавшись с пермяками я бросился вперед к реке Вертной. Ведь 1-го августа в 15:00 по Москве все мои друзья пьют кто что может. К сожалению мне не хватило10 минут, чтобы добежать до Вертной, но, увидев ручей, я остановился, наполнил кружку воды, отрезал кусок колбасы и произнеся соответствующую случаю речь, выпил и закусил.
   А через 10 минут я был на реке Вертной. Погода с самого утра шла на улучшение. И к этому моменту на небе уже ярко сияло летнее солнце.
   Перед последним броском, а я твердо решил в тот же день выйти в Аранец. Мне нужно было отдохнуть, попить чайку и добить пленку.
   После часового отдыха я уже не спеша двинулся в Аранец. В 19:05 я сошел с маршрутной тропы. За день я прошел солидное расстояние. Сапог мой выдержал только один переход, а потом пришел к исходному состоянию.
   Сойдя с тропы я сразу направился к дому Ивана Семеновича Пыстина. В день когда я выходил из Аранца мы с ним договорились, что на обратном пути я к нему зайду и расскажу что к чему. Его дома не оказалось и я пошел в магазин, т.к. очень изголодался по хлебу, ведь хлеба я с собой не брал. Тут то я и увидел жену Пыстина и она направила меня к ним домой.
   Я был очень прав, что в тот же день вышел в Аранец. Ночью пошел дождь и шел не переставая до полудня.
   Очень мне понравились жители Аранца – приветливые, гостеприимные люди. Пыстин приглашал меня приехать к нему на рыбалку.
   Если мы в марте двинемся на Приполярный Урал, то это знакомство может оказаться очень полезным.
Коми АССР, Печорский район, п/о Конецбор, д. Аранец, Иван Семенович Пыстин.
   На Заре я ехал с ленинградцами. Один из них сказал, что от Кожима ведет прекрасная дорога вглубь Урала, а от Косью идет хорошая тропа чуть ли не до г. Манарага.

График движения

13:35 ручей СЗ->ЮВ 11:05 останов
14:10 брод р. Вертная и останов 11:15 выход
14:20 выход 11:25 видны горы аз. 60
15:40 останов. Встреча с киевлянами 12:05 останов. ручей, фото, мал. перекус, "3 кадра"